Как убедить великих кинематографистов учить тебя их мастерству. Про Дойла.

Для того, чтобы прокачивать свой скилл съемки, режиссуры и монтажа, я обратился к достаточно простой и распространенной практике — перепечатыванию и копированию работ мастеров, кто вдохновляет и кому хочется подражать. Задача не сколько копировать, сколько почувствовать то, чем он движим, когда снимает. Смотреть туда, куда смотрит именно этот человек.

По мнению Вилейайнура Рамачандрана, очень крутого невролога, ответственному за многие суперские открытия, «огромный скачок вперед» всего человечества произошел именно в тот момент, когда в лобных долях неокортекса образовались зеркальные нейроны. То есть те нейроны, которые возбуждаются при наблюдении действия у существа ровно так же, как и при выполнении этого действия. Подражание. Мы развиваемся, подражая нашим сородичам. Так что глупо не использовать эту чудесную штуку и не начать подражать тем, кто оказывает на меня большое влияние.

Этот пост — небольшой отчет для самого себя, как результат погружения в творчество Кристофера Дойла — наикрутейшего оператора-самоучки, «белого китайца» который влил в кинематограф волну совершенно иной эстетики. Работал со многими известными режиссерами, но мне были интересны его работы прежде всего с Кар Ваем и Джармушем.

You know, in spite of the color of my skin, I’m very yellow inside.

Отчет состоит из скриншотов и его цитат на разные темы. Работаю я с этим просто — сцены повторяю в подходящих для этого условиях, а жизненная мудрость этого человека уже как-то повлияла на мое мировоззрение и работу с видеоматериалом. Процесс — все, жажда — ничего. Поехали.

Я много снимал во время путешествий. Думаю, мы находим причины путешествовать, чтобы попытаться выйти за пределы самих себя. Путешествия дают возможность видеть людей, наблюдать за ними в их собственном пространстве, смотреть, как они живут. Наверное, Тарковский именно для этого ездил в Италию и Швецию.

Великий урок кинематографа: мы учимся делать то, что можем, а не то, что хотим. 

Пространство. Кристофер много использует широкоформатные линзы для того, чтобы показать именно пространства в которых находятся герои фильма. Узкие коридоры, свет, детали: все имеет смысл и создает полную картину для зрителя. Дискурс и жонглирование атмосферой.

В основном меня учили пространства, в которых я оказывался. Одно из огромных преимуществ, даже привилегий моей профессии заключается в том, что учишься смотреть.

Пространство учит многому, его нельзя создать, только признать, что оно существует.

Роберт Раушенберг, известный художник, говорил: «Если вы прошли один квартал в Нью-Йорке и не нашли хотя бы пяти полезных идей для работы, то вы не художник».

Особое пространство — автомобили.

Портретная работа. Широкоформатной линзой прямо в лоб. Не стесняясь. В поисках личного. «Настолько личного, что способно объять целый мир».

Hopefully, our collaboration — my collaboration with anyone, or even me just sitting in a bar — is about how you teach yourself to look.

Великий урок кинематографа: мы учимся делать то, что можем, а не то, что хотим.

Искусство создается на монотонном фоне — очень просто, из игры света и тени, из звуков и образов. Это лишь тест, бессвязные фрагменты, через которые мы пытаемся найти то пространство и атмосферу, которые впоследствии смогли бы воссоздать в фильме. Наша задача в том, чтобы одновременно разделить два пространства и показать их связь.

Гонконг — очень тесный, замкнутый мир, и мне нравится изучать его и людей, в нем существующих. Трудная задача — показать необычность и красоту такого пространства, не скатываясь в повседневность, в обыденность. Я пытался сделать это с помощью света, композиции, ракурсов.

Крупные и сверхкрупные планы. Камера, как правило стоит на месте и ждет совершаемого действия: закрывающей двери, переставлямой бутылки, подносимой ко рту сигареты.

Важно доверять тому, как ты видишь вещи.


It’s based on being a mirror of the people you’re with. It’s really is a kind of yin-yang relationship: I have things that he doesn’t have, and he has a great deal I don’t have.

Кристофер суперски работает с долгими планами. К сожалению, я еще не придумал как в формате тумблера лучше показывать динамические сцены. Если есть идеи, то пишите в фейсбук, будьте зайками.

«Весь процесс создает фильм, включая и ошибки. Процесс и есть фильм, ты ничего не можешь планировать, по сути — все просто происходит. И дело всегда вопросах, а не ответах».

Как со всем этим проанализированным багажом работать я написал выше: повторять там, где это уместно и понимать, как с помощью пространства рассказать историю, обходясь без слов.

 

Скриншоты из фильмов:
Away With Words, режиссер Кристофер Дойл
In The Mood Of Love, режиссер Вонг Кар Вай
2046, режиссер Вонг Кар Вай
The Limits Of Control, режиссер Джим Джармуш
Happy Together, режиссер Вонг Кар Вай