Про то, как учиться писать хорошие тексты.

Раз подняли тему про то, как важно учиться хорошо писать, то я решил поделиться своим опытом. Ничего нового, но для меня это отличная возможность систематизировать по вопросу все имеющиеся заметки, записи и наблюдения.

Чтобы ни у кого не возникло вопроса, почему нужно учиться писать (даже дизайнеру) — доводы:

  1. Умение просто излагать свои мысли на сложные темы — важнейшее умение в наше время, когда значительная часть коммуникации проходит в письменном виде. Как написал Тимур Аникин: «Человек — это ж тоже текст, а текст — это человекофильтр».
  2. Записывая мысль, мы ее кристаллизуем и выбираем суть. В этом отличие от пустопорожнего болтания в черепной коробке — формулируя на листе одну мысль, мы освобождаем ресурсы для появления следующей.
  3. Про рефлексию. Живем тем, что думаем. Вся личность — поток убеждений и оценок: если человек убежден, что бросать мусор на улице плохо, то он этого делать не будет; если человек убежден, что расслабление приходит только с алкоголем, то он и будет пить пиво после тяжелого трудового дня. Убеждения состоят из слов — так что важно обращать внимание на то, какие слова используешь в речи. Но это тема для описания отдельного поста.
  4. А еще есть мнение, что стреляют лучше те люди, у которых есть более развитая письменность. Такие дела.

Простота — главный способ чисто донести идею, а так как цель каждого текста и фильма — это проецирование истории для аудитории, то простота ваш главный инструмент.

Студия Пилигрим сильна своей редакторской частью, чрезвычайно дотошным подходом к написанию концепций, текстов и доброй задрачиваемостью огромных многостраничных изданий. По правде, за все время сотрудничества и коллабораций с разными издательствами и студиями, я не встречался с таким замороченным подходом. И это круто. 

Когда я пришел в студию — мне сразу же дали понять, что писать я ни черта не умею. Возникли сомнения в собственных силах и появилась боязнь чистого листа, и вот — ты находишься в перманентном ступоре при написании банальных текстов для брендбуков. 

После некоторого времени состоящих чуть более, чем полностью из рефлексии и страданий, я вспомнил о чудесной практике дзуйхицу (яп. — «свободное письмо»). Смысл которой заключается в том, чтобы каждое утро писать всегда определенное количество слов. Не важно о чем, главное — каждый день и по 750 слов. 750 слов — три листа А4 12 шрифтом. По времени это занимает в среднем 20-25 минут.

Количество слов я взял из проекта 750words.com. Весь сервис существует для того, чтобы ввести письмо в привычку. Сайт делает все возможное, чтобы замотивировать проделывать эту работу ежедневно: присылает рассылку-напоминание, выдает баллы за записи, при этом чем дольше длится забег, тем больше баллов получаются ежедневно. Подробнее про сервис можно почитать на сайте Глеба Калинина.

Сама по себе практика ежедневного письма достаточно объемных бессмысленных текстов полезна тем, что она круто дисциплинирует, учит формулировать мысли сразу и без соплей. Обращает внимание на то, какие слова ты используешь и о чем вообще пишешь — то есть на то, что тебя волнует. Фактически, именно эта практика и сдвинула меня с мертвой точки. Научила писать о чем угодно, просто открыв страницу или достав дневник. Я полюбил процесс.

В общем, тут как с любой практикой: чем больше пишешь и больше читаешь, тем круче становится навык. Спустя какое-то время я пересмотрел свое отношение и к чтению. Теперь, даже художественная книга конспектируется, а интересные фразы и факты выписываются. Впрочем, чтение — это тоже отдельная практика.

Ежедневный бумажный дневник, ребята, это очень круто. Во-первых, та же практика письма, во-вторых, кристаллизация собственной истории жизни. Как написал Кен Робинсон: «С точки зрения биологии и физиологии мы не так уж сильно отличаемся друг от друга, но во времени — в непрерывном времени судьбы – каждый из нас уникален.Чтобы оставаться собой, мы должны собой обладать: владеть историей своей жизни, помнить свою внутреннюю драму, свое повествование. Для сохранения личности человеку необходима непрерывность внутренней жизни».

За время осознанного письма мне на глаза попадались разные правила (к сожалению, не записал имен авторов), которые я собрал в одном месте и периодически пересматриваю:

  • пиши также естественно, как и говоришь;
  • use short paragraphs, short sentences and short words;
  • prefer the short word to the long one that means the same thing;
  • никогда не посылай работу в день ее завершения, возможно на утро появится желание доработать текст;
  • если хочешь действия — не пиши, иди к человеку и скажи, что нужно;
  • работай только с удовольствием;
  • нарушай систему, когда этого хочется, но обязательно возвращайся к ней на следующий день;
  • переписывание в процессе — предлог, чтобы не двигаться вперед;
  • пытаться передать тот поток, который уже бушует в голове;
  • довериться случаю;
  • write first, format later;
  • be allergic to bullshit;
  • begin anywhere;
  • slow down;
  • хлестать лошадь снова и снова — это не способ одолеть длинное расстояние; не можешь начать — сходи прогуляйся;

Резюмируем. Для того, чтобы научиться писать хорошие тексты нужно:

  • больше читать хорошей литературы — художественной и научной;
  • писать каждое утро по 750 слов;
  • записывать абсолютно все мысли в блокнот;
  • ежедневно вести бумажный дневник;
  • сформулировать собственный свод правил хорошего письма, периодически его дополняя и обновляя;

Ну и все-таки не стоит забывать слова Тима Роббинса: «Никогда не доверяй тем, для кого правописание и пунктуация важнее, чем хорошо проведенное время».