Team work #02. Про то, как работает редакция «42».

Пост из серии о командной работе. В первой статье описывались основы и ценности работы, нынешняя — о работе редакции. Команда живет в городах по всему миру и за 9 месяцев работы мы созвонились однажды.

Допустимо, что инструменты, которые здесь описываются универсальны и применимы для работы над любыми проектами, а понимание принципов позволит разобраться в стандартных командных процессах.

 

Первый инструмент.
Вопросы. Что, как и зачем.

«Мы все очень любим давать ответы, но у выверенного и своевременного вопроса есть своя красота».

Основа айсберга, то на чем держится классная команда — понимание «зачем» они это делают. Этот вопрос стоит задавать в первую очередь. Об этом подробно рассказывает Саймон Сайнек, иллюстрируя мысль примером развития компании Apple. Итак, зачем мы здесь? Зачем мы собрались? У каждого человека свои цели, и их стоит знать до начала совместной работы.

 

«Что» — видимая часть проекта, это планируемый результат и вытекающее следствие из предыдущего вопроса. Это не жесткий вопрос — кто что конкретно делает. Это создание контура, вопрос о возможных ограничениях и возможностях.

Инструментарий: в хакпаде создается текстовый файл к которому предоставляется доступ членам команды, в файле определяется задача («зачем» и «что»), в слэке ведется реал-тайм обсуждение. Еще есть trello, где ведется учет дел, но он пока не прижился, поэтому если хотите узнать про этот сервис, прочитайте статью Ника Дудника.

Hackpad. В проектном документе ставятся задачи, сроки, чек-лист и прописываются ежедневные проектные обновления.

Slack. Коммуникационная платформа, где создаются каналы (общие вопросы, готовящийся номер или специальные проекты) для обсуждения деталей и решения вопросов, что в результате переносится в хакпад в виде конкретных задач и чек-листов.

 

Когда задача ясна — время определять формат. Подбирается команда: дизайнеры, иллюстраторы, программисты — каждый раз новые, чтобы каждый номер отличался от предыдущего и отсутствовало самоцитирование ходов и приемов.

В начале работы над проектом мы разработали визуальную концепцию и набор базовых правил — рамки внутри которых визуальные ребята экспериментируют с максимальной свободой и самостоятельно решают поставленные и возникающие в процессе задачи. В нашей системе нет менеджеров, знающих как делать нужно и правильно, мы участники динамического процесса.

Согласно теории самоопределения (Self-determination theory), для того, чтобы у человека была мотивация, должны соблюдаться три условия: самостоятельность (autonomy), как возможность принимать решения; наличие умений (competence), необходимых для решения имеющейся задачи; сопричастность к своей группе (relatedness), как социальная потребность находиться в рядах своего племени с общими целями и ценностями.

Дальше собираются визуальные сеты, призванные мыслить на языке искусства, музыки и кино. Общаться только при помощи текста — определенно провал. У каждого собственное представление о смыслах, которые кроются за конкретными словами, «цветок» — это и роза в теплице, и эдельвейс в Магадане. Как говорят Крис Дойл с Кар Ваем — избегайте слов, друзья.

Параллельно ведется работа с героем над составлением черновика рассказа. Определяем акценты, выявляем эмоциональные составляющие, правим слог. В процессе подготовки текста накидываем возможные для иллюстрирования темы.

Инструменты для работы над текстом — iA Writer в оффлайн-режиме (где есть замечательная функция Focus, выводящая на передний план выбранное предложение и уводя за туманное облако остальной текст) и Google Docs в онлайне.

Второй инструмент. 
Честность и доверие.

«В гордости есть некая глуповатость. Даже относительно хорошая работа тонет в кошмаре человеческого несовершенства». Владимир Дашкевич

Без честного отношения и доверия к решениям друг друга ничего не выйдет. Мы верим друг в друга и в то, что каждый делает лучшее на что он способен. При этом даем честную обратную связь и совместно ищем решения сложных ситуаций. Важно обсуждать и то, что человек думает, и что он чувствует.

«Люди с высоким уровнем базового доверия вовсе не являются легковерными, напротив. Это социальный навык, который делает человека более чувствительным как к позитивным, так и негативным сигналам и позволяет делать более компетентные оценки ситуации. Таким образом, низкодоверяющий человек может иметь на этом какие-то локальные тактические преимущества, но стратегически, он стабильно ошибается и обманывается чаще». Павел Бесчастнов, психотерапевт.

Тем не менее, в процессе мы всегда что-то упускаем, иногда не все друг с другом срабатываются: на этот случай универсальных рецептов нет, но есть замечательная притча.

После того как редактор создает структуру истории, а иллюстратор скидывает скетчи иллюстраций, приступаем к верстке и программированию. В постановке задач, сроки ставятся заниженные: зеленая линия — внутренний дедлайн. Между финальным сроком сдачи запас в 3–4 дня.

 

Третий инструмент. 
Показывать — не рассказывать.

«И вот что предлагает Бергман: официант подходит к столику и будто бы случайно роняет салфетку на пол. Наклоняясь за ней, он обнюхивает Анну с головы до ног, вдыхая ее запах. Она в ответ делает глубокий, медленный и почти бессознательный вздох. Следующий кадр: оба в номере отеля. Идеально, не правда ли? Эротично, наглядно, не сказано ни одного слова — нет необходимости». Роберт Макки

Важный пункт, который преследует меня с недавних пор и со страниц «Истории на миллион долларов» Роберта Макки, и старина Хэм периодически о нем упоминает, и режиссеры дают советы молодому поколению — показывайте, не рассказывайте.

Секрет в том, чтобы пользоваться максимально эффективными инструментами. Такими, которые передают огромный пласт информации, оставаясь простыми и очевидными. Дилетантский текст виден сразу, благодаря большому количеству прилагательных (которым доверять не следует), бесполезными вводными и пустыми местами вроде «позавтракав», которые о событии, но не к месту. То же касается верстки, фильмов и всего остального — перенасыщение.

Передать атмосферу тридцатисекундным звуком — пожалуйста. Красота пейзажа — фотография. Текст в журнале нам нужен для того, что передать внутреннее состояние героя. Мой первый учитель простоте — Хэмингуэй, а он предлагает учиться у русских.


В общем-то, это все инструменты и правила которыми мы пользуемся для того, чтобы делать любимое дело. Не забудьте почитать выпуск про путешествие в Китай. Эта же статья на Медиуме.