Про обучение в Фотодепартаменте

Прошлым августом устал снимать. Мне нужен был вызов, энергия и ответы: что снимать дальше и зачем. Выбрал курс документалистики питерского Фотодепартамента. Я не знал как увязать движущуюся картинку с фотографией, но интуиция говорила — в начале стоит собрать фундамент на статике. Композиция, история, свет — вот это все. 

На курс — конкурс. Отправил фильм 365 (это видео, да) и прошел. В группе — сильные и опытные ребята с собранными портфолио и историями, впечатлился. Бросил пару недель назад после 7 месяцев. Затупил с азиатской поездкой, не нашел историю для отчетного проекта, а по возвращению уже не хватало времени для поиска исследования в Хабаровске — поспешно на коленке ничего собирать не хотелось. К тому же, я нашел ответы и энергию. 

Учился удаленно, занятия проходили два раза в две недели, иногда были лекции на выходных, слушал ночью, потому что разница в восемь часов. Пришлось перекраивать рабочие привычки и в дни лекций ложиться спать в 10 вечера, чтобы проснуться в 1:50, подключиться к скайп-трансляции и потом снова лечь спать в 5-5:30. Для меня это самый сложный момент — ранним утром работается лучше, энергии больше, энтропии ноль.

Куратор — Миша Доможилов, классный документалист и рассказчик, внешне мягкий, но снимающий жестко и жестких людей, начал с вызовов. Каждое домашнее задание — попытка преодолеть социальный барьер (если такой есть): портреты прохожих на улице, напроситься домой к только что встреченному человеку, упросить незнакомца без предыдущего опыта сняться обнаженным. Все это, особенно уличный экшн, обратило мое внимание на тот контекст, где я живу. И главное — с кем. Истории кругом и находятся на раз. Каждый человек чем-то интересен, с каждым можно просто заговорить без особого повода.

До этого я избегал попадания человека в кадр, теперь наоборот. Портреты — классная штука с миллионом нюансов и возможностей для экспериментов. Фотоистория и исследование — особенная материя. Я снимал себя, свое окружение, напрашивался делать портреты, провел 24 часа в мире и окружении товарища, внутренний фотограф рос и включался чаще.

Для отчетного проекта я хотел снимать какого-нибудь лесника-геолога-отшельника, чтобы пожить с ним, поснимать быт, найти открытия, поймать откровения. Но потом, когда скинул обязательства дипломной работы понял, что меня интересует история моей семьи.

Я совсем не знаю никого дальше дедушки с бабушкой, по отцовской линии, так совсем. И это неправильно. Главное, чему научил курс, фотография — инструмент поиска. В моем случае поиска собственного наследия. Ближайшие несколько лет я буду вести собственное исследование и ничто как оно, не принесет больших открытий. 

Чего не хватало в лекциях так это глубины. Какого-то всестороннего и охватывающего культурного бэкграунда. Фотография — чистая метафизика, где детали и незримое порой важнее, чем то, как и зачем снимать, и незримого порой не хватало. Но это мои наблюдения. Спасибо, курс.