Как пишу о сложном

Вывел собственный алгоритм написания статей о сложном: например, о вреде
новостей
или лечении простуды. Если коротко, вакцина от зауми и нелогичности —рассказывать простыми словами, как объяснял бы другу у костра. Раскрою.

 

Первое — сформулируй главную мысль

У любой статьи должна быть главная мысль, иначе читать ее незачем. Главная мысль — пункт назначения. Мысль этой: история получится понятной, если следовать простой и честной логике и не утомлять лишними деталями. Простоту и честность я без зазрения взял у Хемингуэя (нет, не стыдно).

 

Второе — расскажи историю у костра

Раньше я писал статьи так: включал поток сознания и выписывал все, что знаю. Потом сокращал и редактировал. Но метод перестал работать — он все усложняет: структура
теряется, мысль исчезает, мозг перегружается. Сложно разобраться в записках сумасшедшего, который перескакивает с проблем вакцинации на альпийских сенбернаров и производство глюкозы.

Зато сработал принцип «рассказ у костра». Работает так: представляешь, что рассказываешь другу теорию струн или анекдот (никакой разницы). Чтобы друг не заскучал и не уснул, каждая фраза — мысль, которая опирается на известное и ведет к доказательству главной мысли. Постепенно.

 

Пример: написать о контроллере Ильяхова так, чтобы новичок понял, почему контроллер крутой, надо брать. Привычный поток сознания сломал логику и растерял важное. Не круто.

Тогда я удалил черновик, открыл чистый документ и рассказал воображаемому другу у костра историю контроллера от общего к частному. Копирую с черновика:

Что это. Диджейский контроллер, на котором играл Ильяхов пять лет. Музыкальный комбайн со встроенной звуковой картой, который подключается к компьютеру и запускает с него музыку. Не нужны дополнительные провода, иглы, пластинки или диски. Включил — играй.

Чем хорош. Его прелесть в том, что это любительский аппарат из хороших материалов: корпус из металла, вертушки с прямым мотором, кросс-фейдер оптический. Как у взрослых, только «все в одном» и дешевый.

Для меня понятно, почему аппарат «любительский», а для читателя нет — объясняю: любительский потому, что «все в одном» не котируется у снобских профессионалов, которым важно качество звука, иглы за тысячу баксов и щупать виниловые пластинки в темноте. Дальше:

Почему металлический корпус — круто, ясно без объяснений. Он крепкий, тяжелый, внушает доверие и его приятно трогать. Что такое прямой мотор? Прямой мотор — способ кручения вертушек. В нем мотор подключен к крутящейся оси, поэтому быстро разгоняется, у него высокая скорость отклика — для скретчинга это важно. Еще есть ременный привод, он крутится от ремня заведенного на ось. Стабильнее держит скорость, но уже не поскретчишь, потому что медленный отклик.

Дальше черновик сушится от ненужных деталей, насыщается важными и историями из жизни, десять раз правится. Практически любая сложная тема объясняется просто, если писать тезисно, по порядку, не отвлекаться от темы и отвечать на вопросы.

Вопросы — классная штука и работают как молоток: прямо и надежно. Пробелы в теме вскрываются на раз.

Чтобы не фальшивить и не подстраиваться под чужой стиль: в начале голая и простая мысль, потом детали. 

 

Третье — структурируй, иллюстрируй

Написанному тексту назначаются подзаголовки, важным местам — иллюстрации. Черновик откладывается до следующего дня и забывается. А на утро проверяется с критическим взглядом и свежей головой. 

 

Последнее — сделай понятный вывод

Вывод — точка, которая финализирует все «и чо», дарит ощущение законченности и объясняет что делать, куда бежать.

Еще раз:
— сформулируй мысль;
— иди от известного;
— следуй логике;
не отвлекайся от темы.

Метод подходит и для кино, где кадр — мысль, а вся история — байка у костра.

PS. Получилось ли продать контроллер Максима — не знаю. Моя попытка на Рэдимаге.