Чем помогу как редактор

Я — редактор: пишу и редактирую тексты. Но у меня есть принципы и косяки, поэтому прежде чем кидать письмо с задачей — прочитайте, как работаю и как туплю.

 

Что пишу, что не пишу

Мне нравится узнавать новое и разбираться в сложных штуках, поэтому мало тем, за которые я бы не взялся. Исключение — сео или вранье. Если заказчик хочет рассказать о пользе, которую приносит — мы сработаемся. 

Нравится подключаться к длительным проектам с конкретной задачей. Большие задачи интереснее одинокой статьи. Задачи по мне: написать цикл статей, которые помогут начинающим фильмерам учиться снимать. Сделать рассылку, которая поможет интересующимся обращать внимание на повседневность. Рассказать о дизайне простым языком, чтобы клиенты студии увидели, как ребята рисуют иллюстрации или делают схему уфимского аэропорта.

Нравится, если заказчик хочет изменить мир: научить, построить, объяснить сложное простыми словами. На такое я ведусь.

Не нравится маркетинг. Атмосфера вайтбордов, выглаженных рубашек, кипиай и других офисных штук наводит тоску и уныние. Это стереотип и проблема во мне, поэтому если классный маркетолог захочет изменить мир и про пользу — я поведусь.

Сео, втуливание, вода, вранье — точно мимо.

 

Как туплю

Часто беру на себя больше, чем могу осилить. Это не значит, что срываю сроки, но усложняю задачу самому себе. Например, когда взялся за чайный цикл для Фурфура, поступил опрометчиво — сказал, что спец, а сам только научился отличать пуэр от дахунпао. Соврал, покраснел, не сознался и начал копать.

Спасался погружением в книги, видео-истории и просьбой о помощи Егора Максименко. Егор несколько лет работал во владивостокском чайном магазине, вел классную тематическую ветку на Лепре — он точно разбирается в чае. Егор помог, мы выпустили хороший цикл.

Другая проблема — менторский тон статей. Будто я все понял и знаю как надо. На самом деле нет, и даже близко. Если считаете, что тексту не хватает человечности и жизненности, скорее всего, так и есть. 

Учтите: факаплю, учу жизни.

 

Саммари

— Нравится писать о сложном простыми словами. Писал о кино, привычках, управлении делами и временем, чае, морепродуктах, науке и дизайне.
— Берусь за темы, в которых ни в зуб ногой. Учиться новому — энергия.
— Люблю серии и циклы, самостоятельные статьи — не очень. 
— Маркетинг — скорее всего мимо.
— Вранье, фальшь, семантическое ядро, отсутствие пользы и задачи — точно мимо.

 
 

Пишите — timo@niceandeasy.me

Автор картинки — Виталя Кучерявый. Хотите классных иллюстраций — обращайтесь, не прогадаете.

Как пишу о сложном

Вывел собственный алгоритм написания статей о сложном: например, о вреде
новостей
или лечении простуды. Если коротко, вакцина от зауми и нелогичности —рассказывать простыми словами, как объяснял бы другу у костра. Раскрою.

 

Первое — сформулируй главную мысль

У любой статьи должна быть главная мысль, иначе читать ее незачем. Главная мысль — пункт назначения. Мысль этой: история получится понятной, если следовать простой и честной логике и не утомлять лишними деталями. Простоту и честность я без зазрения взял у Хемингуэя (нет, не стыдно).

 

Второе — расскажи историю у костра

Раньше я писал статьи так: включал поток сознания и выписывал все, что знаю. Потом сокращал и редактировал. Но метод перестал работать — он все усложняет: структура
теряется, мысль исчезает, мозг перегружается. Сложно разобраться в записках сумасшедшего, который перескакивает с проблем вакцинации на альпийских сенбернаров и производство глюкозы.

Зато сработал принцип «рассказ у костра». Работает так: представляешь, что рассказываешь другу теорию струн или анекдот (никакой разницы). Чтобы друг не заскучал и не уснул, каждая фраза — мысль, которая опирается на известное и ведет к доказательству главной мысли. Постепенно.

 

Пример: написать о контроллере Ильяхова так, чтобы новичок понял, почему контроллер крутой, надо брать. Привычный поток сознания сломал логику и растерял важное. Не круто.

Тогда я удалил черновик, открыл чистый документ и рассказал воображаемому другу у костра историю контроллера от общего к частному. Копирую с черновика:

Что это. Диджейский контроллер, на котором играл Ильяхов пять лет. Музыкальный комбайн со встроенной звуковой картой, который подключается к компьютеру и запускает с него музыку. Не нужны дополнительные провода, иглы, пластинки или диски. Включил — играй.

Чем хорош. Его прелесть в том, что это любительский аппарат из хороших материалов: корпус из металла, вертушки с прямым мотором, кросс-фейдер оптический. Как у взрослых, только «все в одном» и дешевый.

Для меня понятно, почему аппарат «любительский», а для читателя нет — объясняю: любительский потому, что «все в одном» не котируется у снобских профессионалов, которым важно качество звука, иглы за тысячу баксов и щупать виниловые пластинки в темноте. Дальше:

Почему металлический корпус — круто, ясно без объяснений. Он крепкий, тяжелый, внушает доверие и его приятно трогать. Что такое прямой мотор? Прямой мотор — способ кручения вертушек. В нем мотор подключен к крутящейся оси, поэтому быстро разгоняется, у него высокая скорость отклика — для скретчинга это важно. Еще есть ременный привод, он крутится от ремня заведенного на ось. Стабильнее держит скорость, но уже не поскретчишь, потому что медленный отклик.

Дальше черновик сушится от ненужных деталей, насыщается важными и историями из жизни, десять раз правится. Практически любая сложная тема объясняется просто, если писать тезисно, по порядку, не отвлекаться от темы и отвечать на вопросы.

Вопросы — классная штука и работают как молоток: прямо и надежно. Пробелы в теме вскрываются на раз.

Чтобы не фальшивить и не подстраиваться под чужой стиль: в начале голая и простая мысль, потом детали. 

 

Третье — структурируй, иллюстрируй

Написанному тексту назначаются подзаголовки, важным местам — иллюстрации. Черновик откладывается до следующего дня и забывается. А на утро проверяется с критическим взглядом и свежей головой. 

 

Последнее — сделай понятный вывод

Вывод — точка, которая финализирует все «и чо», дарит ощущение законченности и объясняет что делать, куда бежать.

Еще раз:
— сформулируй мысль;
— иди от известного;
— следуй логике;
не отвлекайся от темы.

Метод подходит и для кино, где кадр — мысль, а вся история — байка у костра.

PS. Получилось ли продать контроллер Максима — не знаю. Моя попытка на Рэдимаге.

 

Sun Goes Summer

Заметил забавную корреляцию: история к миксу дает больше прослушиваний, чем без нее. А если история еще и полезная — так вообще. Микс с ссылками на звуки природы передает привет. Но в этот раз историй ноль — я просто накопил интересную музыку, которая сама собой встала в определенную последовательность и стала обволакивающей историей для вечерних летних посиделок или, в моем случае, бега. Друзья жалуются на сонную составляющую, но какого черта — бегать в самый раз.

Скачать (мп3, 320, 134mb)

Tracklist
Michael Franks — St. Elmo’s Fire
Kan Sano — Everybody Loves The Sunshine
BadBadNotGood — Time Moves Slow (ft. Sam Herring)
Melba Moore — Your Sweet Lovin’
Barry White — Love`s Theme
Bilal — Open Up the Door
Mos Def — Umi Says
Mura Masa — Lotus Eater
Barney Artist — Rubicon (Same Old Me)
Donald Byrd - Wind Parade (King Most’s Dub’em Down Redirection)
Shabazz Palaces — They Come in Gold
Hunee — Rare Hapiness
Soichi Terada — CPM
Nomine — Nomine’s Chant
D’Angelo — Everybody loves the Sunshine

Заповеди Алехандро Ходоровски

Испытываю слабость к правилам жизни людей, которые создают смыслы. И все же — это не прямое руководство к действию, а повод задать вопросы себе.

Алехандро Ходоровски — режиссер, актер, композитор и психотерапевт:
— Сфокусируйте своё внимание на самом себе. Будьте осознанным в каждом моменте своей жизни, когда вы думаете, чувствуете, ощущаете, желаете и делаете. 
— Всегда заканчивайте то, что начали. 
— Всегда делайте то что вы делаете, и делайте это максимально хорошо. 
— Не привязывайтесь к тому, что может уничтожить вас с течением времени. 
— Развивайте свою щедрость, но делайте это тайно. 
— Относитесь ко всем, как будто он или она является вашим близким родственником. 
— Восстанавливайте то, что вы развалили. 
— Учитесь получать и благодарить за каждый дар. 
— Перестаньте искать себя. 
— Не врите и не воруйте, а уж тем более не врите самому себе и воруйте у себя. 

— Помогайте ближнему, но не делайте его зависимым. 
— Не призывайте других подражать вам. 
— Составлять планы и выполняйте их. 
— Не занимайте слишком много места. 
— Не делайте никаких лишних движений и не издавайте лишних звуков. 
— Если вам не хватает веры, воспитайте её в себе. 
— Не позволяйте себе находиться под впечатлением сильного характера. 
— Не считайте никого и ничто своей собственностью. 
— Делитесь с удовольствием. 
— Не ищите безопасность. 

— Спите и ешьте ровно столько, сколько надо. 
— Не говорите о ваших личных проблемах. 
— Не выражайте своих суждений или критику, когда вы невежественны в отношении большинства факторов. 
— Не создавайте бесполезные дружеские отношения. 
— Не следуйте моде. 
— Не продавайте себя. 
— Уважайте договоры, которые вы заключили. 
— Приходите вовремя. 
— Никогда не завидуйте удаче или успеху других. 
— Не говорите больше, чем необходимо. 

— Не думайте о прибыли в начале работы. 
— Никогда никому не угрожайте. 
— Держите свои обещания. 
— В любой дискуссии, ставьте себя на место другого человека. 
— Допускайте, что кто-то другой может быть лучше вас. 
— Не устраняйте, а переделывайте. 
— Победите свои страхи, и под каждым из них вы найдете закамуфлированное желание. 
— Желание помочь другим - это желание помочь самому себе. 
— Победите неприязненное отношение и приблизьтесь к тем, кто вам неприятен. 

— Не реагируйте на то, что о вас скажут другие, будь то похвала или порицание. 
— Превратите свою гордость в достоинство. 
— Превратите свой гнев в творчество. 
— Превратите свою жадность в любовь к прекрасному. 
— Превратите свою зависть в восхищение ценностью других. 
— Превратите свою ненависть в милосердие. 
— Ни хвалите и не оскорбляйте себя. 
— Начните считать, что вам никто не принадлежит, а что вы принадлежите всем. 
— Не жалуйтесь. 
— Развивайте свое воображение. 

— Никогда не отдавайте приказы, чтобы получить удовлетворение от того, что кто-то подчинился. 
— Платите за услуги, предоставленные вам. 
— Не обращайте в свою веру ваши работы или идеи. 
— Не пытайтесь заставить других испытывать по отношению к вам такие эмоции, как жалость, восхищение, сочувствие. 
— Не пытайтесь выделить себя, через свой внешний вид. 
— Не противоречьте, лучше промолчите. 
— Не создавайте долгов. Приобретая, оплачивайте всю сумму сразу. 
— Если вы оскорбили кого-то, попросите у него или нее прощение. Если вы оскорбили человека публично, публично извинитесь. 
— Когда вы осознали свою ошибку, не упорствуйте из-за гордыни. Сразу откажитесь. 
— Никогда не защищайте свои старые идеи просто потому, что вы уже не тот, кто их высказал. 

— Не покупайте бесполезных предметов. 
— Не украшайте себя экзотическими идеями. 
— Не фотографируйтесь с известными людьми. 
— Не оправдывайте себя. Будьте себе судьёй, а не адвокатом. 
— Никогда не определяйте себя тем, чем вы обладаете. 
— Никогда не говорите о себе, не учитывая, что вы можете измениться. 
— Признавайте, что ничто вам не принадлежит. 
— Когда кто-то спрашивает Ваше мнение о чем-то или о ком-то, говорите только о качествах. 
— Если вы заболели, относитесь к своей болезни, как к учителю. 
— Смотрите прямо, а не прячьтесь.

— Не забывайте своих мертвых предков, но не позволять им вторгаться в вашу жизнь. 
— Где бы вы ни жили, всегда находите там святое место. 
— Когда вы обслуживаете, делайте так чтобы ваши усилия были незаметны. 
— Если вы решите помогать другим, делайте это с удовольствием. 
— Если вы колеблетесь между делать и не делать, выбирайте риск и делайте. 
— Не пытайтесь быть для своего супруга всем. Признайтесь, что есть вещи, которые вы не можете ему или ей дать, но которые могут дать другие. 
— Когда вы обращаетесь к чужой или свободной аудитории, не противоречьте конкуренту, чтобы украсть часть заинтересованных людей. 
— Живите на деньги, которые вы заработали. 
— Никогда не хвастайтесь любовными похождениями. 
— Никогда не прославляйте свои слабости. 

— Не ходите в гости только, чтобы скоротать время. 
— Приобретайте вещи, чтобы делиться ими. 
— Если вы медитируете и появляется дьявол, сделайте так чтобы дьявол тоже сел медитировать. 

Взял у Митрича

Не кто-то пришел и испротил твой распорядок, а ты мудила и ищешь оправданий.

Научился у мамы заваривать травный чай в термосе.

Сокращение сахара и злаков ценнее для здоровья зубов, чем чистка зубной щеткой.

Чем больше хороших фильмов и понимания, как они сняты, тем интереснее читать художественную литературу.

Как бы хорошо не было — это настроение пройдет. Как бы плохо не было — и это настроение пройдет. 

Я супер-зависим от внешних образов: прочитал статью с хорошим языком — мозг подстраивает собственное письмо; прочитал литературу с яркой симпатизирующей образностью — мозг выстраивает мысли, поведение и настроение. Научиться бы это использовать.

Часто достаточно просто дотронуться до другого человека.

Лучшая документалистика — про людей вокруг.

Только если ты с полным сердцем
потянешь веревку в глубоком тумане
зазвенит колокольчик на рисовых полях в горах.
Монах Гакусин

Ощущение свободы запирается затхлостью мыслей, а отпирается хорошей физической нагрузкой.

Не важно во сколько начинать — начинай.

Все кончится внезапно.

Run May Run

Бегаю уже четыре года. Все началось с сжигания двадцатки лишних килограммов, а закончилось чистой любовью. Бег исправно разгоняет кровь и очищает голову. Правило «загрузился — побегай» работает и не дает сбоев.

А еще это отличное время для музыки. Джаз и хип-хоп отлично попадают со своими 90 ударами и помогают держать темп. Если на чистоту, все эти сан гоуз нова на самом деле сан гоуз раннинг. И новый микс ровно для этого — бегать и наслаждаться. Поэтому бегайте и наслаждайтесь. А чтобы микс на облаке не выглядел издевательством, ссылка на скачивание: http://jmp.sh/tuROZrM

PS. Мега-респект Илье Рассказову и Диме Студистскому из Headz.FM за открытие нового альбома Soil & Pimp Sessions.

Tracklist
Iamnobodi — Morning Meditation
Reginald Omas Mamode IV — MoneyMaker (Al Dobson Jr Reprise)
Miles Davis & Robert Glasper — Ghetto Walkin’ (feat. Bilal)
Fat Thumbs Ronnie — A Tenuous Link
Soil & “Pimp” Sessions — Cantaloupe Island
Kenneth Whalum III feat. Big K.R.I.T. — Away
vtgnike — Tomie Pix
Suff Daddy — I Love You (You Love I)
Wim Mertens — Often A Bird
The Roots — Donuts Outro
Yonderboi — Bodysurf
Mr Scruff and Mark Rae — How Sweet It Is
Bugge Wesseltoft & Henrik Schwarz — Leave My Head Alone Brain
vtgnike — Brazil Prince

 

Цикл про кино. Редактура = режиссура

Часто употребляю эту фразу, но не объяснял — исправляюсь. Этот принцип значит, что навыки и правила из редактуры применяются прикладываются к режиссуре. И наоборот.

Когда я узнал, что идеальное предложение — одна мысль, я переложил знание на кадр. Так и есть, кадр = мысль. Как и предложение, кадр можно перенасытить информацией, а можно ничего не сказать. После этого, стал автоматически переносить правила на разные дисциплины.

«Редактура = режиссура» — выход из привычных рамок, change your tool.

 

Как это работает

Дело в том, что и текст, и кино, и музыка — это работа с образами. А работа с образами происходит в мозгу в одном месте — в центре Брока (вики). Он отвечает за формирование синтаксических и фонологических кодов, чем являются тексты, визуальные образы и музыка. Благодаря работе центра мы создаем паттерны: из отдельных звуков складывается мелодия, из слов собирается рассказ.

Раньше считали, что игра на музыкальных инструментах прокачивает лингвистические навыки, но в прошлом году выяснили, что правило работает в обе стороны. Хорошо читаешь — понимаешь музыку, учишься музыке — понимаешь тексты. Это правило работает с любой дисциплиной, поэтому, когда узнаешь что-то новое в редактуре переносишь в режиссуру. И это работает. Круто же.

Listening to Music While Reading Complex Sentences Affects Musical Experience
Complex learning dismantles barriers in the brain

 

Показывать, не рассказывать

На сегодня, самое главное правило, которое работает во всех дисциплинах. Я вычитал о нем у Роберта Макки, автора «История на миллион долларов» (букмейт), киношника. По правилу нужно помещать героя в ситуацию, где он проявит свои качества, а не описывать качества словами. 

В фрагменте бергмановского «Молчания» герои не произносят ни одного слова, но все и так ясно.

 

А потом понял, что тот же принцип использует Хэммингуэй, несмотря на простоту слов, которыми он создает картину: «на продажу: детская обувь, неношеная».

Об этом же говорит Максим Ильяхов, у которого я учусь в Школе редакторов:

«Лучший способ убедить читателя — дать ему убедиться самому. Поэтому в информационном стиле читатель сам приходит к нужным выводам. Чтобы добиться этого, редактор использует факты и объяснения в мире читателя»
Совет на сайте Горбунова

 

Но впервые этот принцип описали не киношники и не редакторы, а Сократ. У него это называется майевтикой. Это способ извлечения сокрытого знания другого человека с помощью наводящих вопросов. Смысл не в том, чтобы поделиться знанием, а в том, чтобы помочь собеседнику самостоятельно его создать теми образами, которые близки его миру.

 

Никого нельзя в чем-то убедить помимо его воли. Особенно в историях с чувствами. Поэтому, задача и писателя, и редактора, и художника, и режиссера — создать путь, пройдя по которому зритель-читатель испытает то, что хотел сказать автор. Сила искусства в целом, заключается в умении создать эмоциональную бурю, которая сметет собственное настроение и окунет в поток опыта, который задумал автор.

«Я могу подолгу любоваться прекрасной картиной Врубеля «Демон», могу и равнодушно пройти мимо. Ну, постоять мгновение и пройти. Зависит от настроения. От совпадения двух настроений, смотрящего и картины. Вероятность попадания велика, потому что и настроение крупное, и передано замечательно. Но, увидев картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», я не могу не остановиться, потому что картина смывает мое личное настроение и погружает меня в ровный и могучий поток своего настроения. Наверное, в этом разница между талантливым и великим. Из этого не следует, что талантливое должно приспосабливаться к моему настроению, это я, если хочу понять его, должен войти в его настроение».
Фазиль Искандер

 

А работает он благодаря зеркальным нейронам в нашем мозгу. Мы физически чувствуем то, что чувствует другой человек потому, что при наблюдении за действием в мозгу активизируются те же нейроны, что и при самом действии. 

Невролог Вилейанур Рамачандран считает, что учеба и имитация происходит благодаря именно зеркальным нейронам, и тот момент, когда нейроны появились стал критичным для человеческой цивизилации — и тут все заверте...

Умение рассказывать истории и зеркальные нейроны дают возможность представить сценарии вне опыта, чтобы посмотреть, что там за гранью. Поэтому лучший способ (и единственный) донести мысль — рассказать историю. Но этому стоит учиться.

Статья о зеркальных нейронах на википедии

 

Саммари

— Редактура = режиссура — принцип использования знаний одной дисциплины в другой и наоборот;

— Мысль — основа. Кадр = предложение = мысль;

— Чтобы донести мысль  — показывать, не рассказывать;

— Внимание управляет повествованием. Хоть в фильме больше линейности, в отличии от статьи, где заголовки, фактоиды и иллюстрации дают поверхностное представление о содержании, фильм нельзя проскакать по диагонали и что-то уловить. Но и в кино все завязано на якорях — объектах, которые притягивают внимание и ведут по лабиринту, которое открывает чувственный опыт;

А еще, когда занимаешься и текстами, и фильмами при чтении художественной литературы появляется визуальный бонус: ты представляешь все детали. Только недавно я понял, что часто герои книг предстают цельным образом, который не разбирается на части и детали. Как во сне: вроде есть, а прищуриваешься — пропадает. Но история с погружением в кино дала живость воображению.

— Текстовое и визуальное неразрывно.

 

Напоследок — великолепная трилогия братьев МакКиннон «Кин Фэйблз»: о мечтах, детстве, любви и смерти. Как всегда.

 

UPD. И еще — вычитал в статье Димы Неяглова «Не курить как прием»:

«Шкловский ввел в обиход литературоведения идею приёма. Например, он определяет прием остранения, которым часто пользовался Толстой: суть его в том, что известное читателю понятие описывается с непривычной точки зрения, как бы в первый раз. Так понятие перестает мылиться. Например, вместо «пороть» писать: «оголять, валить на пол и бить прутьями по заднице». Глагол пороть не вызывает читательской реакции, а такое описание заставляет читателя визуализировать наказание».

April Is A Good Time

У этого микса нет истории. Просто так случилось, что музыка, которая мне нравится и слушалась последние полтора месяца, снова выстроилась в определенную последовательность. Как и все подкасты в серии, она для бега, прогулки и работы. Если вы про джаз или около.

Здесь у меня собрались Брэд Мелдау, Джон Мартин, Соил энд Пимп Сэшнз и внезапно Ваня Дорн (который не про джаз, но молодец).

Трэклист
Soil & Pimp Sessions — A Wheel Within A Wheel
Mocky — Sweet Things
George Duke — Faces In Reflection No.1
John Martyn — Solid Air
Soil & Pimp Sessions — Mo’ Better Blues
Brad Mehldau — My Favorite Things
ChristianCrow & 1618 — Laundromat
Dorn — Sportivnaya
Fresh Selects — SiR In The Sky (feat. Fat Ron)
Glowrogues — The All Night Lights
Contact Field Orchestra — Sluice Box Tavern
Glowrogues — Dance the Story
John Martyn — Small Hours

 

О Джоне Мартине напомнил подкаст классных ребят из сообщества Headz.fm. Очень советую их подборки. А бонусом — супер-версия песни Solid Air, записанная лайвом в 1978 году. Первые три минуты Джон настраивается, рвет струну, меняет струну, шутит и пьет пиво. По мне — лучшая версия песни.

Laughing Heart by Bukowski

Давно хотел снять скетч по мотивам стихотворения — наконец сделал по «Смеющемуся сердцу» Буковски. Долго запрягал: собирался с базовым сценарием, потом выбирал место и время, после реквизит. Печатную машинку —  Olympia buromuscninenwerke 1939 года из немецкого Эрфурта — достала Света. Отец сдал машинку в магазин при местном краеведческом музее, где она простояла год. У нас на подоконнике она простояла месяца два. Наконец сняли.

История про катарсис и то, что каждый день — новый. Полный вперед и все в этом духе. Джон — молодец.

 

После публикации наткнулся на рекламу Levi's с этим же стихотворением. Совпадение, но футболка которую надевает Джон в кадре — тоже Levi.

Книжная полка: «Знакомьтесь — Вернер Херцог»

Прочитал книгу о немецком режиссере Вернере Херцоге. Херцог — человек-пароход, который снимает фильмы о сумасшедших и одержимых, ставит оперу, руководит своей школой кинематографистов Rogue Film School и считает, что мир раскрывается перед тем, кто ходит по нему пешком.

Однажды, ему для съемки было нужно освободить улицу от машин, но водитель одного грузовика отказался. Тогда Вернер вскрыл автомобиль и отогнал его на пару сотен метров, а после съемки пригнал обратно. А в «Фицкарральдо», фильме о меломане, который отправился в джунгли строить оперный театр, Херцог перетащил 328-тонный корабль через горы. Так было надо, и это было честно.

Это вторая книга о режиссере, которая сильна и в точку. Первая — «Лантерна магика» Бергмана. Если знаете, что почитать на тему, пишите timo@niceandeasy.me

Книга на озоне
Стенограмма мастер-класса на Теориях и Практиках
Сайт Rogue Film School
Фильмография на Кинопоиске

 

У меня нет правил, как конспектировать книги, кроме одного — выписывать фразы, которые трогают. У Херцога таких много:

Об операторской работе и телесности
Не переношу, когда за камерой стоит перфекционист, убивающий на каждую сцену по десять часов. Мне нужны люди, которые видят и чувствуют мир таким, каков он есть, а не те, кто хочет снять самый распрекрасный на свете кадр. Я всегда заранее привожу оператора-постановщика на место съемок.

На съемках «Признаков жизни» в Греции я сказал группе: «Три дня ничего снимать не будем». И велел актерам: «Ходите по крепости, трогайте стены, камни, прочувствуйте все, что вас окружает. Вы должны знать, каковы на вкус эти камни, каковы на ощупь, знать их как свои пять пальцев. Только тогда мы сможем начать». То же требуется и от оператора: он должен прочувствовать все физически, всем телом, хотя ему и не приходится ни до чего дотрагиваться.

Мне нравится, когда режиссеры не боятся снимать целые эпизоды одним планом. Для этого нужно настоящее мужество. Чтобы удерживать внимание зрителя три-четыре минуты, на экране должно происходить что-то действительно мощное. Несчастные начинают передвигать туда-сюда камеру, прибегать к каким-то трюкам и быстрой смене кадров, когда знают, что материал слабый и не переживет съемку пассивной камерой. Такая манера — я имею в виду резкие монтажные переходы — создает у зрителя обманчивое впечатление, будто происходит что-то интересное. Но я сразу понимаю, что передо мной пустышка.

Петер Цайтлингер, снимавший несколько моих последних фильмов, раньше играл в хоккей, что позволяет ему чувствовать физический ритм, необходимый для работы оператора.

Впечатляют и запоминаются именно таинственные моменты, то, что как будто не вписывается в сюжет, необъяснимые кадры или странные повороты. Иногда я вставляю в фильм сцену или кадр, которые вроде бы не к месту, но на деле необходимы для понимания истории, которую я рассказываю зрителю. Удачный пример — видение горы Кроу Патрик после первого покушения на Каспара Хаузера. Такое бывает и в музыке — пронзительные моменты, когда вдруг слышишь что-то идущее вразрез с привычным.

Для Ингмара Бергмана, хотя по большей части мне его фильмы не нравятся, отправной точкой, похоже, является человеческое лицо. Для меня же это очень часто пейзаж, реальный ли, воображаемый или пригрезившийся.

 

О звуках и музыке
Музыка меняет для зрителя перспективу, он начинает иначе видеть и испытывать другие эмоции. Притом правило работает и в обратную сторону: если использовать правильный видеоряд, знакомая музыка может преобразиться и наполниться новым смыслом.

…Или кадры с ветряными мельницами в «Признаках жизни», где также чрезвычайно важен звук. Начал я с того, что взял запись аплодисментов тысячной толпы на концерте и искажал звук при помощи электроники, пока не добился звука ударов по дереву. Потом добавил еще одну дорожку — такой звук можно услышать, если припасть ухом к телеграфному столбу на проселочной дороге. Это гудение ветра в проводах мы в детстве называли «песней ангела». Я совместил «удары по дереву» с «песней ангела», и получился шум ветряных мельниц. Ни мельницы, ни пейзаж от этого не меняются, но зато меняется наш взгляд на них. Я хотел добиться свежего, непосредственного восприятия, эмоционального воздействия более сильного, чем могли бы оказать «реалистичные» звуки.

 

О монтаже
Монтаж — суровое занятие, приходится резать и выбрасывать. Это один из болезненных уроков, который должен усвоить режиссер: у каждого фильма есть свой внутренний ритм, который надо, во-первых, увидеть, а во-вторых, стараться не нарушать, чтобы история, которую вы рассказываете зрителю, сработала.

Обычно на проработку материала и предварительный монтаж у меня уходит не больше двух недель. И я никогда не пересматриваю то, что уже смонтировал. Каждое утро я вхожу в монтажную, начинаю работу с того места, на котором остановился вчера, и только в самом конце смотрю уже готовый результат.

 

Обо всем
Все скульпторы до Микеланджело считали себя каменщиками, до конца пятнадцатого века никто не называл себя «художником». Они были мастерами-ремесленниками, набирали учеников и выполняли заказы для священников и бургомистров.

Первая мировая, итальянцы которую неделю сидят в окопах под огнем, и вдруг их командир хватает винтовку и кричит: «Вперед! В атаку!». Не успевает он сделать и двух шагов, его скашивает вражеская пуля, он падает обратно в окоп. Солдаты, продолжая спокойно курить, аплодируют: «Браво, капитан, браво!».

 

Правила Вернера Херцога
— Всегда проявляйте инициативу
— Нет ничего плохого в том, что вы переночевали в тюремной камере, если накануне вы засняли нужный кадр
— Отправьте на охоту всех своих псов, и один может вернуться с добычей
— Никогда не впадайте в депрессию и стагнацию. Упадок духа должен быть приватным и кратковременным
— Научитесь жить со своими ошибками
— Расширяйте свои познания и понимание музыки и литературы, классической и современной
— Эта катушка неэкспонированной пленки, возможно, последняя сохранившаяся, поэтому найдите ей какое-нибудь достойное применение
— Не может быть никаких оправданий незавершенному фильму
— Всегда носите с собой большие кусачки
— Пресекайте зачатки малодушия и робости
— Просите прощения, но не разрешения
— Хватайте судьбу в свои руки
— Учитесь разгадывать внутреннюю сущность пейзажа
— Зажгите огонь внутри и исследуйте неизведанную территорию
— Идите строго вперед, не обходите
— Маневрируйте и сбивайте с толку, но добейтесь своего
— Не бойтесь быть отвергнутым
— Развивайте внутренний голос
— День первый - это точка невозврата
— Знак почета - это провал в теории кино
— Удача - источник жизненной силы в кинематографе
— Тактика партизанского кино - самая лучшая
— Если нужно, оплатите
— Привыкайте к медведю за вашей спиной

 

Хорошая книга.

Цикл про кино. «Разум и чувства»

«Разум и чувства» — проект хабаровских модельеров: показ трех коллекций одежды под выступление группы Simple Is Good. Его готовили 3 месяца, а я документировал, чтобы потом было что вспоминать и на чем учиться.

Расскажу о том, как снимал, откуда брал идеи и с чем проперся.

 

О дневниках и монтаже

Мне нравится снимать документалистику, потому что это проще игрового кино и о людях. С людьми интересно — мы все немного не в порядке: боимся, ошибаемся, иногда проигрываем, иногда выигрываем. Так чувствуешь жизнь. А проще игрового потому, что можно обойтись без сценария. Главное — уметь наблюдать, держать пару запасных батареек под рукой и беспощадно резать материал при монтаже.

Работа без сценария — спонтанность. Каждая съемка — интуитивный и случайный процесс, и это круто, потому что план обязывает, а случайность освежает. У меня истории собираются в целое только на монтажном столе — практически, «пишите пьяными, редактируйте трезвыми». Что не круто, но пока умею только так.

Правило: случайность — сила, процесс — (пьяный) мастер над результатом.

 

Об этапах съемки

— переговоры и задача
Любой проект начинается с вопросов: что, зачем и для кого ты делаешь. Пока задачу не поймут обе стороны, приступать бессмысленно. На тему — совет Максима Ильяхова, ответственного редактора студии Горбунова:

«Для начала я анализирую аудиторию, цель и задачи текста. Аудитория — это те люди, которым текст предназначается в первую очередь. Это те, кому мы полезнее всего в данной ситуации. Цель — это то изменение, которое произойдёт в мире читателя благодаря тексту. Задача — это то, что мы сделаем с помощью текста, чтобы добиться поставленной цели».

 

— вдохновение и видение
Вторая важная штука — видение. То, что японцы зовут «икигай» (生き甲斐) — причина вставать по утрам, смысл. В начале видения не было, фэшн-документалистика — новое, а без видения фальшак. Поэтому следующий шаг — поиск энергии.

Википедия об икигай

Вдохновение нашлось случайно в параллельных реальностях. Два великолепных фильма: «Мечты Дзиро о суши» — о старом мастере-суши, которому 85 лет и всю жизнь он готовит суши, и фильм Тайрела Лебона «Reely and Truly» о мастерах современной фотографии. В них энергия и интересная структура. А некоторые визуальные ходы Лебона я откровенно воровал и совсем не стыдно.

Последний фильм построен на портретах, это основа — то, на чем держится вся история. И это совсем не бросается в глаза, что круто.

Без видения нет процесса, но видение — желание вставать по утрам, а не пошаговый план.

 

— съемки
Я придумал рассказывать историю в хронологическом порядке: откуда начинали, что делали, с чем закончили. Ключевые моменты: обсуждения, подбор моделей, пошив, вот это все. Если намечалось что-то серьезное, мне звонили, я приезжал и снимал. Вот и весь план.

В таком режиме важно быстро анализировать ценность действий и реакций. Различать что важно, а что резать. Нужно понимать отношения в группе: кто принимает финальное решение, кто за что отвечает, у кого какие обиды или недомолвки. Понимать, где игра на камеру, а где естественность. Снимать постановочные ролики с счастливой командой под бодрое инди — фальшак, а с фальшаком нам не по пути. 

 

Во время этих съемок я начал вести дневник проекта. В нем я собирал мысли, наблюдения, список отснятого материала, наброски структуры, идеи — все, что думал о проекте и считал важным. Это сильно помогает в монтаже.

Глеб Калинин о важности рефлексии

 

— интервью
В какой-то момент придумали интервью, а я собирался раскрывать историю съемкой без комментариев и не знал, как вести беседу в естественном русле, как показывать человека в кадре. Но потом посмотрел фильм Лебона и решился, потому что увидел, как сделать круто.

Важный урок: снимать разговоры только в моменты расслабленности и доверия обоих: оператора и интервьюируемого. Всего один разговор на камеру получился естественным, все остальные фразы и истории в фильме либо, когда герой забывал о камере, либо, когда не знал, что я снимаю. А история о концепции проекта, которую рассказывает Галина Чепковская записывалась на вторую камеру, когда она давала советы ребятам из Simple Is Good и оставалась за кадром. Случайно.

Поэтому стоит хитрить, делать так, чтобы человек чувствовал себя комфортно. В ФотоДепе на курсе Миши Доможилова у было задание — снять психологический портрет одногруппника, то есть портрет открытого и расслабленного человека. Для этого мы разговаривали тет-а-тет обо всем по 2-3 часа. Иногда получалось снять, иногда нет.

 

Монтаж

Собирал линейно: с чего начинали и к чему пришли. Это дневник, хронология здесь — основа. А сложность была в том, как объединить главы: истории трех модельеров, музыкальной группы и взаимодействия. 

Выбрал путь от простого к сложному. Начал со знакомства с героями, объяснять как все устроено, и только потом погружал в совместные процессы, чтобы не оставалось вопросов кто все эти люди и чем они занимаются. Где-то хронология подвинулась, но смысла стало больше.

Режиссура — редактура. История фильма строится по тем же принципам, как пишется статья (почти). Поэтому для прокачки навыка рассказчика, читайте хорошую литературу и пишите.

Максим Ильяхов о том, как раскрыть мысль
Всеволод Коршунов о видах композиции сценария (ютуб)

 

Факапы

Первый со звуком. Писал на внутренний микрофон камеры и не учел скрип корпуса и шуршание прикосновений. Это вылезло при монтаже, потому что сразу после записи проверял уровень звука, а не качество. В результате — где-то заметно, где-то нет, а в целом — проперся, так проперся. (Сразу после купил диктофон).

Второй с историей. У меня не получилось сделать интересную историю для неподготовленного зрителя — нет яркой проблемы: ну делали и сделали. Такой фильм интересен для ребят-заказчиков, потому что дневник, и тех, кто хочет свой показ и не знает с чего начать.

Поэтому, как снимать интересные истории — открытый вопрос, но я знаю с чего начать поиск.

 

Фильм

 

Совет: как просыпаться по утрам

То, как сложится день, зависит от настроения и заряда энергии с которыми проснулся. В благодушном состоянии не паришься по мелочам, и задачи решаются легче. Если найти закономерности здорового начала дня и придумать ритуалы подъема, то на коне будешь чаще, чем обычно. 

Кажется, я нашел оптимальный распорядок. Он состоит из трех штук: сидения в тишине, зарядки и контрастного душа. 

Кратко и по порядку.

 

Тишина

Первым делом после сна — сесть на кровати и 20-30 минут наблюдать за внутренними ощущениями: дыханием, мыслями, соприкосновением одежды к коже. Никакой эзотерической шелухи — просто внимание на ощущениях. Нужно для того, чтобы в спокойном режиме включиться в новый день: отбросить ненужное, сконцентрироваться на процессе.

По физиологии: 
— концентрация на ощущениях успокаивает и со временем уменьшает миндалевидное тело мозга (амигдала), которое отвечает за реакции «борьба или бегство»;
— блуждание ума, чувство собственной значимости и значимости мыслей становятся меньше — становишься спокойнее и вовлеченнее. Красота.

 

Зарядка и контрастный душ

Запускают сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы, разогревают организм и повышают уровень кортизола, который нужен для активной и вдумчивой работы.

Кортизол — гормон, который отвечает за реакции на стресс, активирует память и защитные функции организма. Смысл подстегивания гормона в том, чтобы помочь организму мобилизовать силы для работы. Главное — чередовать работу с отдыхом. Если три часа составлял смету, то прогуляйся, а не залипай в соцсетях.

Для зарядки — приложение Sworkit: с растяжками и семиминутками.
Пост о работе 25-минутными отрезками.

 

О кофе

Совсем не ок: повышает уровень адреналина и обостряет реакции, но истощает нервную систему, ведет к зависимости и маскирует усталость. Чашка кофе не заменит старой доброй зарядки.

Пост доктора Андрея Беловешкина о кофе.

 

Вывод

Тишина → зарядка → контрастный душ. Простые действия, чтобы энергия держалась весь день, а взгляд не блуждал. Вряд ли сработает для всех, но это не повод не искать того, что сработает. Так победим.

Как писал нобелевский лауреат по биологии Питер Эгр: «Возможно, нас ожидает светлое будущее, но в том, что касается здоровья, я до сих пор уверен в важности простых верных решений. Курить или отказаться от этого. Переходить дорогу по зебре или бежать через улицу между автобусами. Все это куда важнее, чем возможность того, что некий ученый вколет вам фрагмент отличной ДНК и введет его в ваш геном, вызвав появление невероятных талантов».

Как планировать и составлять списки дел

В Школе редакторов по «Управлению проектами» задание — придумать план развития на год, где каждый месяц — дела, которые приблизят к той картине навыков, которую хочешь. Главное — не дрейфить и делать.

Тут и хороший момент, и момент не очень. Не очень — предсказание желаний недалекого будущего никогда не работает — первый месяц еще видишь, но дальше туман. Даже учитывая подход, где в основе — навыки, которые ты прокачиваешь. Находясь в начальной точке невозможно предсказать все следующие шаги.

Фотография Икко Нарахары из статьи о фотовыставкe

 

Мир (или реальность) — нелинейная система с сильной зависимостью от начальных условий. Данные постоянно меняются потому, что это все чертовски сложная штука и никаких точных инструментов предсказания нет даже в теории.

Тут как с погодой — на 2-3 дня предсказание работает, потому что погрешность в метеорологических данных небольшая, но потом наступает точка хаоса и погрешность даже в один процент ведет к разлету в десять градусов. Зависимость от начальных условий — «эффект бабочки», который открыл метеоролог Эдвард Лоренц. Мир — хаос.

 

Это о моменте «не очень».

А классный момент задания в том, что в процессе вспоминаешь вещи, которые давно хотел, но пришла обыденность и забыл. Напоминать себе о таких штуках — супер-круто, потому что энергия.

 

Проапгрейдим систему

Чтобы планомерно прокачивать навыки не обязательно думать в феврале что ты будешь делать в июне — достаточно трех дел. Да, я снова об Agile Results Джей Ди Мейера.

Объясню. Три дела — система планирования, где думаешь три дела на год, из которых выходят три на квартал, из них три на месяц, три на неделю и три на день. Каждое небольшое дело дня помогает большому делу года. Это принцип — «видеть лес за деревьями». Отличие «трех дел» от постепенного планирования на год в том, что небольшие задачи ставятся и корректируются в процессе. То самое внимание на мяч.

Три — искусственное ограничение. Когда всего три слота, выбираешь самое важное. Смысл управления временем не в том, что учишься делать все подряд, а в отделении важного от бессмысленного. Закон Парето — это здесь.

Сергей Король о самоограничении

 

От того, что запланировал на год зависит то, как распланируешь квартал, месяц, неделю и день. От того, насколько честна обратная связь — сильнее осознанность и погружение. Обратная связь — рефлексия в конце каждой недели: что ок, что нет, на что обратить внимание. В таком режиме даже менять цели не страшно. Когда мы плотно погружены в реальность, разочарований быть не может.

На примере годовой задачи «написать книгу» выстраивается последовательность действий и усилий.

 

О списках забытых дел

С планированием разобрались, остались дела, которыми хочется заниматься. Они вышли из системы трех дел, но это энергия, поэтому их стоит периодически выносить в отдельный список. Я это делаю раз в квартал. Но и тут не все просто.

Составление списков приносит удовлетворение само по себе, потому что активируется дофаминовая система. Дофамин (допамин) — нейромедиатор, который отвечает за предвкушение результата и необходим для запоминания и обучения. До 2003 года считали, что он про удовольствие от процесса, но нет — это про предвкушение. Поэтому крыса с вживленными электродами из известного эксперимента 1954 года умирала не от удовольствия, а от истощения в попытках получить удовольствие.

 

Удовольствие от предвкушения нужно, чтобы люди (и животные) ставили себе цели и учились новому, потому что это биологически оправдано. Чем больше умеешь, тем больше шансов выжить. 

А коварство механизма в том, что дофамин синтезируется в мечтаниях без конкретного действия. Лежишь на диване, мечтаешь, а дофамин создает иллюзию достижения цели. Мало составить список желаний — нужно делать. Иначе — пустое.

Поэтому составлять списки — это круто и полезно, но так, чтобы фантазии и мечтания превращались в действия.

 

Саммари

  • Три дела побеждает детальное планирование на год
  • Чтобы реализовывать задуманное нужно видение, регулярность, постепенность и честная обратная связь
  • Составлять списки дел приятно, потому что вырабатывается дофамин
  • Мечтать — классно, но фантазии должны становиться конкретным действием
 

Ambience and Rhythm

Есть классный ресурс — freesound.org, куда ребята со всего мира сгружают звуки: волн Северного моря, дождя в джунглях, звуки падающих монет, рынка в Шанхае и заводящегося Форда Эскорта 1993 года. «Сейчас я буду слушать все звуки» — это здесь.

Мозг легко запутать — включите ему тридцать минут дождя, он поверит и расслабится. Это хорошее средство для концентрации (и расслабления) на работе в семь утра. Микс об этом.

Tracklist
bone666138 — Costal with Foghorn
Vanity Cats — Blue in Green
Gerry Mulligan - Night Lights
juskiddink — Waves and Birdsong
Mike Longo - Soliloquy
Nick Cohen feat Rachael Calladine — Sun (Kuniyuki’s Ocean Instrumental)
Paranoid Dandroid — Blue in Green
drsam — Jungle Rain
Yaw - Where Would You Be
Jonny Nash - Retreat
Le Motel - La Danse De La Pluie
FlatHill — Rain and Thunder 4
IAMNOBODY — Found You
FloFilz Feat. Ivan Ave - Shinethru

 

PS. Все миксы — по тэгу «music»

Про спасибо

Друзья, если понравился курс и хотите сказать спасибо, то самое классное — перекинуть 50 рублей на яндекс.кошелек. Ими я оплачу подписку сайта и сервиса рассылки. Все, кто скинут — напишите письмо, отправлю бонусы из новой рассылки, когда выйдет. 

Кстати, хотите освещения конкретных тем и вопросов — пишите.

 

Курс о внимании к себе и времени — рассылка из 14 писем о том, как работать с задачами, расслабляться и быть молодцом. 

January Early Whoa!

Самое время для январьского микса. В январе я вспомнил о силе пауз. Хочешь осознанности — умей сделать паузу, ничего с миром не случится. Вместо того, чтобы попусту тревожить поясную извилину — слушай кул джаз. Whoa! В треклисте как всегда: кул джаз и забойный хип-хоп с клавишными рифами.

Tracklist
Wave Temples - Under the Crystal Waters at Waking Dream
Kiyoshi Kitagawa, Kenny Baron, Brian Blade - Mahjong
Renegade Brass Band - Just Business (Tall Black Guy ‘Spanky’ Remix)
Goodie - Daydream
Marian Tone - Back Home
Jason Moran - RFK in the Land of Apartheid
Ivan Ave - Keep Looking
Sun Goes Nova - Morskaya
J Dilla - Say It feat. Ta’Raach and Exile
Soil And Pimp Sessions - The Black Widow Blues
Johnny Hammond - Tell Me What To Do
Betty Ford Boys - Making Love Good
Sixtus Preiss - Lololo (Band Version)
Espen Eriksen Trio - In The Woods
The Cinematic Orchestra - Burn Out

Цикл про кино. Вступление

Никогда не думал, что буду каждый день снимать видео, пока не я захотел остановить время. Секунда в день — про это, про остановку времени и осмысление прожитого. Идея, в общем-то, сработала — если каждый день снимать эмоционально заряженный момент, то событие из памяти кратковременной перекладывается в долговременную, и потом, при повторном просмотре вспоминаешь и визуальную картину дня, и ощущения: запахи, внутреннее состояние, звуки. Время не останавливается, но его начинаешь чувствовать. Хоть и в прошедшем времени.

Мне понравился процесс. Я уже знал, что жизнь — рассказанная кем-то история, вел бумажный дневник и знал цену заметкам о внутреннем и внешнем. Взгляд через объектив — чистое удовольствие и чувство потока. Глупо было бы не продолжать снимать. Поэтому — запущу небольшой цикл о том, как идут съемки: как искать идеи, как прокачивать ежедневную съемку, как выстраивать работу, как находить вдохновение. Это не цикл «как научиться, давайте покажу», это цикл «как учусь — может и вам пригодится». 

2013
2014
2015

 

Поиск вдохновения и интереса

Рано или поздно интерес проходит, но чтобы продолжать без него никуда. Я нашел два правила, которые помогают не скучать. В прошлом году я интересовался вопросами внимания и интереса и понял одну простую штуку: если окружить себя инспирацией, то будет правильный настрой. Так, чтобы писать задорно, я читал Хэма и статьи Ильяхова, а чтобы снимать в потоке — искал фильмы c настроением: «хотел бы я снять эту работу». 

Первое правило — ориентируйся на то, что прет. Учись у того, что прет. Копируй, разбирай, препарируй. Здесь главное не приемы и идеи, а энергия сделать что-то подобное или круче. Крис Дойл, оператор Кар Вая, рассказывал, что энергию для «Падших ангелов», он брал из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Посмотрите, как камера Урусевского повлияла на Криса.

 

UPD. Миша Петрик разобрал «Выжившего» по кадрам и нашел много дословных заимствований у Тарковского. Замечательный пример и тонкий трибьют.

 

Поэтому, первая практика — постоянный поиск того, что вдохновляет, прет, вкатывает. Ну вы поняли. Я начал с разбора работ интересных мне операторов и режиссеров.

Кристофер Дойл, Вонг Кар Вай и немного Джима Джармуша
Родриго Прието и Алехандро Иньярриту
Эммануэль Любецки, Терренс Малик и первая работа с Алехандро Иньярриту

 

Штука в том, что мозг — губка, которая ничего не пропускает. Чем больше крутых и сложных штук ты видишь, тем больше вероятность делать крутые штуки. То, что видишь чаще, то и привычнее, то и норма. Так, для ребят с Пятой площадки высший образец городского дизайна — вывески «Шаурма + Кока-Кола», а жители Неаполя ходят между стен с тысячелетней историей. В общем, избегайте «фильмов на раз», копите энергию.

С химией тела это работает так: интересные нам штуки интересны из-за новизны, риска не справиться и нейромедиатора допамина, который не про счастье, а про ожидание счастья в будущем. Просмотр интересных штук с тэгом «хотел бы я делать так же» — это работа допамина. Он помогает идти дальше и дарит ощущение награды за выполнение целей. Главное — практиковать, иначе переизбыток мечтаний создаст иллюзию того, что вы и так добиваетесь задуманного. Допамин это может.

 

Плавно ко второму правилу — заведите дневник практики. Каждая съемка — в дневник с вопросами, что прошло хорошо, что не очень, на что обратить внимание. Ведение дневника помогает действовать, а не мечтать, отмечать успехи и слабые места. Дневник — сила.

 

Чтобы было интересно:

1. Смотрите, то что нравится — это энергия
2. Разбирайте и копируйте приемы — это техника
3. Ведите дневник съемки — это практика

До скорых встреч.

 

UPD. Чтобы не пропускать статьи — подписывайтесь на курс о внимании. Помимо самого курса будут приходить оповещения о новых статьях на сайте. Или настройте RSS.

Тайга из коллин

Так получилось, что за месяц выходит третье видео. Это — реклама ботанической лаборатории «Тайга», которую мы снимали еще летом, потом проект затянулся, что-то отложилось, но потом все собрались, Рома сделал классный звук, без которого ничего бы не заиграло — и свершилось.

Ребята из «Тайги» вручную смешивают ароматные микстуры, твердые духи и свечи из эфирных масел ферм Америки и Европы и экстрактов растений, которые они делают сами. В общем, все круто, трушно и так, что не стыдно перед самой природой. Еще раз, их сайт — www.allnaturaltaiga.com.

Что касается видео, то все просто, никаких особенных приемов нет. Снимал на 5dm2 и bmpc в равах. Идея ясна, как день. Приятного просмотра.

Shot and directed: Timo Camillo
Model: Natali Yuhimchuk
Sound and fx: Roma Khleb
Music: Antonio Sanchez

Also Tanzen Zaratustra

А вот тот самый фильм про безумные танцы в маске и путешествие вглубь и вовне. Фильм про движение, которое начинается и заканчивается внезапно. Про легкость, скорость и перемены. Про Брюса Ли и Ницше. (На самом деле нет).

Приятного просмотра.

PS. Фильм прошел селекцию голландского фестиваля танцевального кино Cinedans, который самый крутой и почетный в Европе по этой теме. Поэтому его покажут в амстердамском кинотеатре в какой-то из дней с 16 по 20 марта. Ах, ох и вау.

Jaiza dance and idea: Danila Ignatovski
Shot and directed: Timo Camillo
Music: HOAVI